Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Рахимова Елена Викторовна,
воспитатель ГБДОУ Центр развития
ребенка детский-сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга
Важную роль в сенсорном развитии детей играет приобретение ими чувственного опыта. Для обеспечения ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов необходимо создание специальной развивающей среды. Организация такой среды должна удовлетворять требованиям безопасности ребенка и санитарно-гигиеническим условиям. Игры и игрушки должны быть доступны и привлекательны для ребенка [1, 3].воспитатель ГБДОУ Центр развития
ребенка детский-сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга
Среда, в которой пребывает ребенок в детском саду, должна служить для него источником новых знаний, опыта и новых сведений об окружающем его мире. И. Сеченов доказал, что чем больше анализаторов человек использует, воспринимая что-либо, тем лучше это воспринимается и принимается человеком [4].
Во многих дошкольных учреждениях групповые помещения, как правило, организованы на основе выделения зон для разных видов детской деятельности.
В зоне сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что, работая с ними, ребенок развивает тонкую моторику, мышление, осваивает алгоритмы деятельности [5, 6].
Как и в других зонах, ребенок сам выбирает игрушки (материалы), привлекшие его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с ними можно действовать, и потом помочь убрать их на место. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей.
Среда, в которой находится малыш, должна поддерживать индивидуализированное обучение. Планируя гибкие и интересные задания по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов, тщательно наблюдая за детьми в течение дня, педагог изменяет и адаптирует материалы и сами задания, чтобы они соответствовали разнообразным интересам и потребностям детей. Индивидуализированное обучение дает детям возможность расти и развиваться с собственной скоростью [5, 8].
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Особой задачей выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
К изделиям, способствующим накоплению и обогащению сенсорного опыта детей можно отнести «Коврик развития». В нашей группе я использую несколько подобных ковриков. Один из них изготовлен по эскизу, разработанному коллегами из Пермской области (рисунок 2).
Рисунок 2. Коврик развития
Элементы коврика дети могут трогать, гладить, мять, тянуть, растягивать, отстегивать — т.е. самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству. Но, что еще важно, коврик — не просто механический набор цветных пятен, пуговиц и застежек. Все элементы являются частью целостных образов — веселых Львенка и Черепахи, будто приглашающих детей: «Поиграйте с нами!». Как же можно работать с подобным материалом?
Сначала я просто показывала ребенку коврик, называла изображенного на нем персонажа и предлагала ребенку с ним поиграть, т.е. самостоятельно исследовать разнообразные возможности пособия. Обычно малышей привлекают колокольчики на ленточках, кнопки, пуговицы, бахрома. Если схватить за ленточку, колокольчик зазвенит. Эту взаимосвязь ребенок может установить самостоятельно.
Затем я знакомила ребенка с тем или иным способом действия других элементов коврика — как двигается застежка на молнии, как расстегивается кармашек на пуговице и т.п. Ребенок воспроизводил эти действия с помощью взрослого. Если он осваивал какую-то манипуляцию, то впоследствии, оказываясь перед ковриком, может повторить ее сам. Чаще всего — с удовольствием.
Так как каждый элемент коврика полифункционален и направлен и на развитие различных анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на развитие навыка схватывания предметов, вообще моторики руки и пальцев (особенно большого и указательного), то коврик можно использовать для самых разных элементарных совместных игр. Например, ребенок по просьбе может показать определенные элементы пособия, произвести с ними определенные действия, найти «такой же» элемент или элемент «такого же» цвета.
Дети проявляли интерес к играм на «коврике», который является не только средством сенсорного и общего развития, но и пространством, организующим общение ребенка и взрослого.
Строить сооружения из пластмассовых объемных фигур – было одним из любимых занятий малышей (детали довольно крупные, разного цвета). В процессе строительной деятельности я старалась познакомить детей с пространственными понятиями (выше, ниже, за, перед, над и пр.), развивать восприятие детей, предлагая им выполнять задания типа: «Возьми синий кубик и поставь перед красным кирпичиком», «Маленькую пирамидку поставь на большой кубик».
Интересными, на мой взгляд, являются такие игры, как «Разноцветные колпачки». Игра состоит из десяти разноцветных колпачков, выполненных из двух видов ткани: пушистой и гладкой. Из разноцветных колпачков можно сложить забавные башенки. Игра служит для развития мелкой моторики, знакомству с понятиями «цвет», «форма», «размер», развитию навыков ориентации в пространстве (понятия «на», «над», «под» и др.). Игры с колпачками дают детям представление и о размере («большой», «средний», «маленький»).
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Сенсомоторный уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспо-
собности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия,
памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельно-
сти дошкольников.
При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Сказочный герой, Старичок-Лесовичок, помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Мною были разработаны специальные игры – занятия.
Проводя их я старалась выполнять основные требования к их проведению [3]:
- занятия проводятся ежедневно, согласно режиму и планируются на основе базовой программы «Детство»;
- в каждом занятии четко определяются вид занятия, тема, программное содержание;
- к каждому занятию заранее готовятся вопросы, подбираются необходимые пособия, игрушки, картинки с учетом возраста детей и уровня их развития. Также отбираются методы и приемы проведения занятия (использование игрушек и дидактического материала);
- продумывается повторяемость занятий, внесение нового материала. Занятия с детьми 4-го года жизни - от 2 до 4 раз. Повторность зависит от содержания, быстроты усвоения материала;
- перед занятием нужно посадить детей так, чтобы им было хорошо видно демонстрируемый материал. По ходу занятия воспитатель должен следить за осанкой детей;
- воспитатели обеспечивают активность ребенка. Ребенок должен участвовать в занятии, упражняться в движениях, действиях, речи (произнести вместе со всеми нужное слово или целое предложение, проговорить с воспитателем трудное слово, выполнить поручение), активно действовать с материалом;
- на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста преобладают игровые формы обучения. Цели занятия усложняются по мере усвоения детьми программного материала;
- заканчивается занятие переключением детей на самостоятельную игру. При этом создаются ситуации, способствующие совместным взаимодействиям детей.
Все занятия с детьми проходят в игровой форме. Основным инструментом для занятий естественно являются игровые материалы.
В настоящее время, как уже указывалось выше, существует множество различных игр, с помощью которых можно решить проблемы сенсорного развития [1, 2, 3, 5, 8].
Учитывая поставленные в исследовании задачи, я старалась, как можно больше говорить с ребенком об игре, называть различные детали игры (их цвет, форму, размер, материал, другие свойства и качества), обозначала каждое действие, при этом в каждую фразу включала ключевое слово, например: "Вот квадрат!" или "На тебе квадрат!"; или "Это квадрат! Неси Маше. На, Маша, квадрат!" Однако, я следила за тем, чтобы слов было не слишком много, чтобы ребенок мог уследить за моей речью и артикуляцией во время игры. Когда игра заканчивалась, я всегда хвалила ребенка: "Как красиво! Квадрат!".
В процессе игр-занятий я использовала следующие способы педагогического воздействия:
1. Показ игры ребенку. Показывая новую игру (действие) малышу, не давая в руки. Например, вынимала и вставляла вкладыш в рамку (тот, который подходит по форме), пыталась вставить еще один вкладыш от другой рамки (тот, который не подходит). Ребенок видел, что один из них точно совпадает с рамкой, а второй - не совпадает. Обычно двух-трех показов было достаточно для того, чтобы малыш заинтересовался и потребовал игру к себе.
2. Предлагала игру ребенку. Например, сначала давала малышу только одну рамку и один вкладыш, чтобы он рассмотрел игру, ознакомился с ней, подержал в руках. Складывала вместе с ним игру методом "из руки в руку". Повторяли игру, показывая "Мишке", "Зайке". В следующий раз можно давала малышу уже другой вкладыш и другую рамку и действовала так же.
3. Действовала на основе принципа постепенности и последовательности. Например, когда ребенок осваивал действия и с этой фигурой, то переходила к следующему этапу - давала обе рамки и один вкладыш, показывала, что вкладыш занимает место только в одной рамке, а в другую не входит.
4. Старалась не торопить ребенка, вместе с ним радоваться уже достигнутому, помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе.
Обучение детей дифференцированию объектов по двум признакам (форма и величина) можно проводить, используя доску-планшет с отверстиями в виде геометрических фигур, расположенных в три ряда. В каждом ряде представлена одна геометрическая фигура, но вкладыши отличаются по размеру (например, большой квадрат, средний квадрат, маленький квадрат). В этой игре я не только знакомила ребенка с эталонами формы, но и сравнением по величине. "Что это? Это маленький квадрат!", "А это большой квадрат!" "Какой квадрат меньше? Какой больше?" "Три квадрата: маленький, средний, большой!" Отдельное задание: разделить фигуры на группы по величине, "Найди все маленькие, средние, большие!"
Для развития умения дифференцировать объекты по трем признакам (форма, цвет и величина) можно использовать игру, отличающуюся от предыдущей тем, что в нее введен цвет. Если в планшете, описанном выше, обычно имеется три ряда с фигурами разной величины, то здесь рядов уже четыре. В двух колонках из четырех представлена одна фигура в трех величинах и двух цветах (большой красный круг, средний красный круг, маленький красный круг; большой желтый круг, средний желтый круг, маленький желтый круг и т.д.). В двух других рядах представлены две другие фигуры (треугольники синего цвета, квадраты красного цвета).
Список используемой литературы
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.: ил.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.: ил.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. - 79с.
- История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М.Ф. Шабаев, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под ред. Л.В.Литвинова. - М.: Просвещение, 1989. - 352с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128с., ил.
- Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96с.
- Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. – 389 с.